12.04.2021

Язык сора

Язык сора — самый крупный из языков «корапутских мунда», он распространён на территории двух граничащих между собой штатов: на юге штата Орисса и на севере штата Андхра-Прадеш, а также в локальных группах в штатах Ассам и Аруначал-Прадеш. Число его носителей – около 310 тысяч человек.

Социолингвистическая ситуация в ареале распространения языка сора представляет собой феноменально интересную многоплановую картину. Мультилингвизм среди сора основан на знании родного языка, языков соседних племен и народностей (так ланджия сора компактно проживают вместе с кастовой группой пано, говорящей на кастовом диалекте ория, и обе народности в какой-то степени знают языки друг друга), официальных языков штатов (ория и/или телугу) и официальных языков страны – хинди и английского. Современные процессы модернизации, господство индоарийских языков и английского языка в СМИ, интернете, школе и государственных учреждениях Индии, «непрестижность» языков мунда вследствие распространенного представления о  «неразвитости» племен – все эти явления ведут к языковой и культурной ассимиляции и утрате языка младшим поколением. Например, некоторые сора, говорящие исключительно на языке ория, затрудняются даже назвать свою племенную принадлежность, классифицируя себя только как «списочное племя (ST = Scheduled Tribe)».  Если языки горум, бонда и дидейи, согласно «Атласу языков, находящихся под угрозой исчезновения» UNESCO, имеют статус «severely endangered» («серьезная угроза исчезновения»), то у сора на данный момент более благополучная ситуация из-за численного превосходства носителей. При этом количество говорящих на сора стремительно сокращается вследствие вышеперечисленных тенденций. С распространением образования появляется «поколение хостелов»: детей из удаленных деревень с малых лет отправляют в школы с проживанием в хостелах (интернатах), где существует полный или частичный запрет говорить на родном языке в целях лучшего овладения ория. В результате дети теряют родной язык.

По вероисповеданию сора относятся к пяти различным религиям и конфессиям. Помимо сорских общин, придерживающихся традиционных верований (т.е. исповедующих «анимизм»), есть баптистская, католическая и индуистская общины (сформировавшиеся в результате деятельности христианских и индуистских миссионеров), а также религиозное течение «Матар Баном»: неоанимисты, почитающие в качестве божественной новоизобретенную для языка сора письменность соранг сомпенг. Внутри каждой религиозной общины складывается своя особая социолингвистическая ситуация. Так, например, в баптистских общинах службы проводятся на сора (с некоторым добавлением ория) представителями общины, являющимися носителями сора; посещение воскресных служб обязательно для всей общины; на языке сора существует перевод Библии и различные тексты религиозного содержания, которые повсеместно читаются и исполняются: таким образом, религиозная традиция способствует усвоению (иногда даже вторичному) родного языка. Тогда как в католических общинах священнослужители по большей части являются выходцами из других регионов и штатов, многие из них приезжают из южных штатов, где больше распространено христианство, и являются носителями дравидийских языков, а ория выучивают (с разной степенью успешности) специально для работы в Ориссе. Таким образом, службы и исповедь проводятся на ория (с добавлением хинди и английского), религиозные тексты на сора хотя и существуют, но массово не читаются: все это негативно сказывается на языке сора.

Существуют четыре вида письменности для языка сора с разной степенью стандартизации. Две из них – на основе графики ория и телугу – нормализованы для сора в методических целях, так как государственная программа Индии MultiLingual Education (MLE), в рамках которой организуется преподавание на родном языке в младших классах школы, предписывает использовать графику официального языка штата. Обе графики могут быть использованы для записи на языке сора последователями любых верований.

Помимо этого для языка сора существует латиница, она используется христианами как баптистской, так и католической общин. Латиница существует в старой и новой графике. Старая графика была разработана представителями Баптистской Миссии для перевода Библии (30-е гг. XX в.), она отражает многие особенности фонетики языка сора и содержит элементы Международного фонетического алфавита. В новой графике используются только элементы латинского алфавита без дополнительных символов: это облегчает освоение письменности, но нигилирует многие фонетические особенности языка. Литература религиозного содержания существует на данный момент в обеих графиках.

В рамках неоанимистического религиозного течения «Матар Баном» была создана автохтонная письменность соранг сомпенг (1936 г.), почитаемая в качестве сакральной. В этой религии священны и письменность, и язык: любая религиозная деятельность (службы, составление религиозной литературы) осуществляется исключительно на сора.

Образование в штатах Орисса и Андхра-Прадеш ведется на официальных языках штатов – ория и телугу, существуют также учебные заведения с преподаванием на английском. В рамках программы MLE в некотором количестве деревень преподавание в младших классах осуществляется на сора. Кроме того, существуют ашрамы с обучением детей на сора с письменной основой соранг сомпенг в рамках течения «Матар Баном».

На данный момент не существует диалектологического исследования языка сора. В частности, уже много лет ведутся споры о том, является ли джурай отдельным языком или диалектом сора. Работа с джурай показала, что этот идиом крайне близок к сора, но подвергся более сильному влиянию ория (отмечается большое количество лексических и грамматических заимствований из ория, утрата исконной системы числительных в пользу числительных ория и пр.). Сами носители джурай относят себя к сора. В качестве диалектов сора выделяются языковые идиомы племенных групп сора, исторически различающихся по географическому и профессиональному признаку и сложившихся в своего рода кастовую систему (ланджия сора, сарда сора, райка сора, арсид сора и др.), однако такая классификация не имеет лингвистического основания. Кроме того, в зависимости от штата проживания выделяются группы ория сора и телугу сора – на их языки влияют официальные языки разных штатов.